Техники транзактного (трансактного) анализа. Техника определения жизненного сценария и структурирования времени.

Трансактный анализ – направление психологии, разработанное Эриком Берном и изучающее эго-состояния человека с целью последующего изменения жизненного сценария. 
Согласно трансактному анализу у каждого человека есть 3 основных эго-состояния: 

  • состояние Ребенка, в котором хранятся детские воспоминания и образы; 
  • состояние Родителя, где человек воспроизводит родительские установки и предписания, которые постепенно становятся частью его личности; 
  • состояние Взрослого, который выполняет контролирующую функцию критического осознания реальности.

Наиболее распространенными техниками ТА являются: техника структурирования времени и определения жизненного сценария. 

Техника структурирования времени


Техника структурирования времени используется в том случае, если человек тяжело переживает паузы, промежутки времени, когда он ничем не занят. Эти промежутки объясняют, почему многие предпочитают провести вечер в компании друзей, чем дома с книгой в руках. 
Здесь важно осознавать наличие определенных потребностей, которые побуждают человека к деятельности:

  • стимулирование или жажда ощущений; 
  • жажда признания, то есть потребность в особых ощущениях, которые исходят от другого человека;
  • жажда структурированности. 

Люди, способные управлять своим временем, всегда являются дорогостоящими и редкими специалистами. 

Техника определения жизненного сценария

Техника определения жизненного сценария помогает лучше осознавать сны, фантазии, детские воспоминания. Для этого не нужно себя контролировать или сдерживать, важно просто представить образ и проанализировать чувства, которые возникают при его воспроизведении. 
Психосинтез – одна из ветвей трансперсональной психологии, которая представляет собой объединение различных школ психотерапии и активно используется в системах образования и обучения. Его основные принципы включают:

  • познание себя на глубинное уровне,
  • принятие ответственности за свою жизнь,
  • создание единого центра личности и перестройку всех остальных ее частей в гармонии с центром. 

Основой подхода является разрешение внутриличностного конфликта субличностей – разноплановых частей личности – и их интеграции.

Работа с субличностями предполагает знакомство с каждой из них, принятие ее такой, какая она есть на данном этапе и последующую трансформацию и интеграцию в единую структуру психики. 

Для осознавания всех формирующих частей сознания и бессознательного используют технику разотождествления, которая направлена на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения: оценок общества, родительских установок и т.д. 

Работа с субличностями предполагает изучение и последующее взаимодействие с отдельными элементами и характеристиками личности, складывающимися в довольно цельный образ. Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке. 

Важным приемом является ведение тетради для анализа состояний и поступков, поскольку это помогает лучше отслеживать эмоциональные реакции, особенности каждой из субличностей, а также время и причину ее появления. 

Развиваясь соответственно своим потребностям, соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков, человек каждый раз вырабатывает и корректирует путь своего дальнейшего развития.