Сенсомоторный психосинтез

Метод СМПС 

Сенсомоторный психосинтез  (СМПС) происходит от латинского sensus — «ощущение»,  motor — «приводящий в движение», от греческого душа  ψυχή — «душа» и σύνθεσις — «совмещение».

СМПС —психотерапевтический и психологический метод управления состояниями сознания, в процессе которого происходит особое психологическое воздействие на сознание человека для решения широкого круга проблем. Заключается в поэтапном синтезе сенсомоторных образов в психике человека при реализации им особых психических процессах. Иначе говоря— в постепенном установлении у человека цельной картины мира  в моделируемой реальности в процессе выполнения им специальной последовательности упражнений, помогающих ему концентрировать свое внимание на собственных ощущениях, образах и переживаниях возникающих при выполнении таких упражнений. Одновременно с эти у него сохраняется высокая степень осознанности происходящего с ним, с помощью возникающих наглядных образов человек получает возможность контролировать собственные соматические  и психические процессы на самых глубоких уровнях сознания.

ТЕХНИКА СЕНСОМОТОРНОГО ПСИХОСИНТЕЗА

В лаборатории «Психология общения и психосемантика» факультета психологии МГУ на протяжении ряда лет В. В. Кучеренко и В. Ф. Петренко создавалась — как для решения исследовательских задач, так и задач психологической практики -психотехническая методика, которая получила название сенсомоторного психосинтеза. Это управление состояниями сознания субъекта в процессе особого суггестивного диалога. Метод заключается в поэтапном формировании у субъекта целостного образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых заданий, предполагающих концентрацию внимания на тех ощущениях и представлениях, которые возникают при их решении. В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у пациента активности механизмов сознательного контроля, суггестивный диалог служит формой организации сознательных усилий субъекта, направленных на повышение эффективности суггестивных приемов, и выступает формой совместной деятельности суггестора и пациента. В ходе такого диалога психолог получает текст информацию о состоянии и переживаниях субъекта сенсомоторного психосинтеза, необходимую для оценки качества решения текущих тестовых заданий, версия корректировки хода процесса, подбора следующих задач с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Субъект психосинтеза, в свою очередь, получает информацию о причинах неудач и о путях преодоления ошибок.

Техника сенсомоторного психосинтеза включает приемы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения какой-либо одной модальности, которые затем объединяются, интегрируются в целостный образ.

На следующем этапе используются приемы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что дополняет формируемый образ ощущениями других модальностей. Сенсомоторныи синтез направлен на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого и моделируемой действительности. Например, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активируется перцептивная система, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста перелистываемых страниц. Динамика состояния сознания в процессе синтеза сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при которых партнер по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного Я, речевые инструкции — как собственные мысли, ощущения, переживания. Диалогичность сенсомоторного психосинтеза отличает его от гипноза, самогипноза и медитации, монологичных в своей основе. Поскольку процесс психосинтеза не требует «гипнотического торможения мозга» и не сопровождается состоянием гипнотического сна, субъект находится в более активном состоянии, чем при классической гипнотизации.

В противоположность гипнозу, эксплуатирующему гипнабельность индивида, техника сенсомоторного психосинтеза не зависит от этой характеристики субъекта и позволяет добиваться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как и при глубоком гипнозе. Этот метод может использоваться как в практической, так и в экспериментальной психологии, в психокоррекционной работе и в психотерапии, позволяет в условиях психологического эксперимента моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, применим для формирования гипнабельности у негипнабельных людей.

ПРИЕМЫ ПСИХОСИНТЕЗА

В условиях интрамодального психосинтеза используется следующий общий алгоритм: при первом шаге, нацеленном на достижение эффекта распредмечивания чувственной ткани образа мира, внимание испытуемых фиксируется на ощущениях при одновременном снижении уровня активности соответствующих сенсорных систем. В итоге рождается недифференцированная совокупность переживаний в рабочей модальности. При втором шаге, направленном на акцентуацию отдельных ощущений, перед человеком последовательно ставится задача поиска ощущений определенного качества с постепенным повышением уровня активности сенсорной системы: начинается процесс переопредмечивания всего феноменального поля. При третьем шаге, ориентированном на построение предметного образа, активность человека направляется на интеграцию отдельных ощущений в некую целостность (комплекс), в результате рождается новый образ мира в данной модальности.

Общий алгоритм интрамодального психосинтеза реализуется через многообразные приемы взаимодействия с испытуемыми в различных модальностях: визуальной, аудиальной, тактильно-кинестетической.

Ниже предлагается таблица реализации общей стратегии работы с испытуемыми в разных модальностях зарегистрированный конфиденциальности, столбцы этой таблицы образуют шаги развертки стратегии, строки — рабочие модальности, а на пересечении столбцов и строк — примеры некоторых приемов психосинтеза — способов переструктурирования чувственной ткани, своеобразных метафор, создающих условия для изменения формы категоризации чувственного опыта.

Таблица. Интрамодальный психосинтез

Шаги стратегии123
МодальностиРаспредмечивание чувственной ткани образа
Акцентуация отдельных ощущений
Формирование нового предметного образа
Визуальная«Туман»«Движущийся туман»Формирование нового предметного образа
Аудиальная«Тишина»«Лесная тишина»Звуки леса, пение птиц
Кожно-кинестетическая«Невесомость»«Парение» «Полет»

Раскроем подробнее техники интрамодального психосинтеза в некоторых модальностях.

ВИЗУАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ

Построение зрительного образа. Испытуемый должен находиться в удобном положении, чтобы не возникала необходимость в процессе сеанса менять позу, отвлекаться на посторонние ощущения в теле. Необходимо ликвидировать повышенное напряжение в тех участках тела, где оно имеется (это сопровождается снижением уровня активности сенсорных систем, в том числе зрительной). Методика визуализации проводится при закрытых глазах. Внимание испытуемого обращается на то, что при закрывании глаз он ничего не видит, словно смотрит в темноту.

Для усиления эффекта можно использовать прием «исчезновения век». Испытуемому предлагается почувствовать свои веки, почувствовать, нет ли в них напряжения, и дать им возможность расслабиться, успокоиться. Надо обратить его внимание на то, что он ощущает в глазах, чтобы он почувствовал расслабление глазодвигательных мышц, покой, отсутствие напряжения и движений, отсутствие ощущений, кроме ощущения покоя. Зафиксировав это ощущение покоя и неподвижности в веках, можно привести испытуемому пример, как в результате адаптации сенсорных систем исчезают, например, подлокотники кресла или одежды, обуви и т.д. Затем следует обратить его внимание на то, как он перестает чувствовать свои веки, если ничего не делает со своими глазами, и тогда у него возникает иллюзия, словно он сидит с открытыми глазами, но ничего не видит, как в темноте. Важно зафиксировать это ощущение.

Предложим испытуемому всматриваться в темноту, обращая внимание на свои ощущения. Заметим ему, что полной, абсолютной темноты почти никогда не бывает, всегда в глазах есть хоть какие-то ощущения: ощущение какой-то пелены перед глазами, словно вглядываешься сквозь дымку или сквозь запотевшее стекло, сквозь туман или мутную воду.

Зафиксировав у испытуемого переживание смутных, недифференцированных визуальных ощущений, структурируем, трансформируем и усиливаем их, используя какие-либо приемы — метафоры, представленные в таблице.

  1. «ТУМАН». «Ощущение тумана перед глазами усиливаем, словно туман заполняет все вокруг, сгущается, становится более плотным. Но эта пелена неоднородна».
  2. «ДВИЖУЩИЙСЯ ТУМАН». «Всматриваясь, можно почувствовать движение, словно туман клубится вокруг, и волны тумана накатываются на вас. И блики возникают в глубине, словно солнечные лучи, пронизывая толщу тумана, вызывают мягкое и приятное свечение, россыпи радужных пятен летят в тумане: золотистые, розовые, серебристые, голубые… Как осколочки радуги… Калейдоскоп красок… Как фейерверк, яркие красочные вспышки, словно брызги салюта…»
  3. «Ясные отчетливые визуальные образы». «Туман рассеивается и постепенно становится прозрачным. И, вглядываясь вдаль, можно заметить, как в пелене тумана проступают очертания деревьев, еще смутные и неясные, словно призрачные фигуры сказочных животных». (И далее, переходим к описанию того образа, который нам нужно формировать у испытуемого.)

АУДИАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ

Работа с чувственной тканью в аудиальной модальности.

  1. «ТИШИНА». «Вы слышите доносящиеся до вас звуки. Звуки в этой комнате. Возможно, звуки улицы, звуки города. Вслушиваясь в них, вы почувствуете, как наступает привыкание и появляется безразличие. Но если вы продолжаете вслушиваться в монотонное движение этих звуков, сосредоточив внимание, вы замечаете, что ощущения как бы перемешиваются и ускользают от вас, становятся монотонными, однообразными. И постепенно вы перестаете их замечать, словно сидите в тишине.
  2. «ЛЕСНАЯ ТИШИНА». «Вы вслушиваетесь в тишину ночного леса. Отдаленные шорохи, шелест листвы при легких движениях ветерка. Шорохи ночи. Смутные, неясные…
  3. « Тихий плеск воды, шуршание травы, звон насекомых… Комары… Издалека доносится тихая, плавная музыка. Приятная мелодия…»

Этот же алгоритм можно применять при работе с телесно-кинестетическими, обонятельными и вкусовыми ощущениями.

Итак, мы видим, что использование приемов интрамодального синтеза подчинено следующей логике:

Шаг 1. Деструкция наличного образа, привыкание к ощущениям, адаптация сенсорных систем.

Шаг 2. Выбор приема (метафоры) для переструктурирования сенсорного опыта в направлении, удобном для формирования нового образа. Переопредмечивание сенсорной стимуляции.

Шаг 3. Окончательное достраивание формируемого образа.

Как уже говорилось, помимо приемов интрамодального синтеза, техника сенсомоторного психосинтеза включает приемы интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов конструируемого образа. Приемы интермодального синтеза, опирающиеся на механизмы сенсибилизации и синестезии, позволяют дополнить формируемый образ ощущениями других модальностей. Сенсомоторный синтез направлен на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемого образа и моделируемой действительности.

Описание, характеристики, классификация


Техника СМПС включает в себя приемы сенсомоторного, интрамодального и интермодального синтеза компонентов конструируемого образа. В ходе интрамодального синтеза вызываются ощущения сначала в одной (ведущей) модальности, при этом отдельные ощущения (субмодальности) объединяются, интегрируются в целостный образ в пределах этой модальности. На следующем этапе применяются приемы интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что позволяет дополнить формируемый образ ощущениями других модальностей. На всех этапах СМПС развивается процесс переопредмечивания чувственной ткани сознания, то есть распредмечивание мультимодального образа реальной ситуации и формирование синестезического образа новой (виртуальной) реальности.

В процессе СМПС активность сенсорных систем и двигательная активность субъекта интегрируются соответственно структуре и логике конструируемого образа и моделируемой реальности. Так, формирование у испытуемого образа иллюстрированного журнала может начаться с тактильных ощущений: фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках, прохлады. Далее активируется перцептивная система, позволяющая дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут включаться ощущения запаха типографской краски и шелеста страниц. Важную роль при формировании виртуального образа имеет двигательная моторика — образ можно потрогать, подвигать, включить в сложные перцептивные действия. В результате в сознании субъекта формируется сильный синестезический образ, который вступает в конкуренцию с образом реальной ситуации.

Динамика состояния сознания в ходе СМПС сопровождается такими изменениями функционирования механизмов рефлексии, при которых партнер по взаимодействию (психолог) воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, как часть собственного Я, а речевые инструкции — как собственные мысли, ощущения и переживания. В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у индивида активности механизмов сознательного контроля (классический и медицинский гипноз, самогипноз и медитация и др.), суггестивный диалог служит формой организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности суггестивных приемов.

Диалогичность СМПС отличает его от гипноза, самогипноза и медитации, монологичных в основе. Поскольку процесс СМПС не требует «гипнотического торможения мозга» и не сопровождается состоянием сна гипнотического, субъект находится в более активном состоянии, чем при классической гипнотизации. В противоположность гипнозу, использующему гипнабельность индивида (способность погружаться в состояние измененного сознания), техника психосинтеза не зависит от гипнабельности и позволяет добиться даже у малогипнабельных индивидов таких же эффектов, как при самом глубоком гипнозе.

Следует подчеркнуть научный характер метода СМПС. При его создании особое внимание уделялось прямой связи специальных приемов СМПС с функционированием механизмов регуляции психической активности человека (память, воображение и другое). Еще одна важная особенность метода СМПС — сохранение высокой степени самоконтроля субъекта над процессом порождения вторичных (ментальных) образов. Благодаря этому метод СМПС позволяет моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, применим для решения широкого круга исследовательских и прикладных задач в различных областях психологии и психотерапии, а также в спорте, криминалистике, медицине и другие.

История создания и развития. Области применения.

Метод СМПС создан В. В. Кучеренко совместно с В. Ф. Петренко, В. А. Петровским и К. С. Лисецким в конце 70-х — начале 80-х годов в русле идей психологической школы Выготского-Леонтьева-Лурии для исследовательских целей в области психосемантики и психологии сознания, при этом решались, в частности, проблема регулирования формы и глубины транса при анализе особенностей функционирования сознания, проблема гипнабельности у негипнабельных людей и др. практических задач. В последующие годы метод СМПС развивался в основном путем адаптации к различным областям применения

Метод СМПС на протяжении более 30 лет используется для решения широкого круга исследовательских и прикладных задач психологии и психотерапии, а также в спорте, криминалистике, медицине и других областях.

Базовой научной и экспериментальной площадкой для развития метода СМПС на протяжении многих лет была и остается лаборатория психологии общения В. Ф. Петренко психологического факультета МГУ. Здесь метод СМПС широко используется в научных исследованиях разных видов ИСС и методов погружения в транс, прежде всего в экспериментальной психосемантике.

С начала 80-х годов метод СМПС применяется в спорте для достижение высоких спортивных результатов при одновременном отказе от допинга. Метод доказал свою эффективность при работе с бобслеистами, легкоатлетами, в 10-борье, восточных единоборствах и др. направлениях.

В середине 80-х годов на основе метода СМПС была разработана прикладная методика психосоматической коррекции больных алкоголизмом и наркоманией, которая была апробирована и внедрена в наркологической больнице № 17 г. Москвы, крупнейшей в Европе.

В середине 80-х годов В. В. Кучеренко и участники: В. Ф. Петренко, В. А. Петровским и К. С. Лисецким на базе СМПС разработана методика извлечения информации из пассивных запасов памяти для целей психологии образования. В дальнейшем статья получила содержание в криминалистике при расследовании тяжких преступлений. В настоящее время т. н. «криминалистический гипноз» активно применяется Следственным комитетом для получения — с согласия и с помощью самих свидетелей и потерпевших — информации, которая имеет оперативное значение для раскрытия сложных преступлений.

С начала 90-х годов метод СМПС применяет К. С. Лисецкий в рамках созданного им нового направления прикладной психологии — психокосметологии (метод отраженной психической активности, программа психологической охраны молодости организма «ПОМОГ» Самарской школы психологии).

Особо следует отметить целебное использование метода СМПС. Лечебная эффективность метода СМПС была доказана в середине 80-х годов при лечении больных алкоголизмом и наркоманией в наркологической больнице № 17 г. Москвы, когда после прохождения курса антиалкогольной зависимости у десятков ветеранов Чернобыля пропали симптомы лучевой болезни. В случае с этим В. Кучеренко была разработана методика психосоматической коррекции, в результате применения которой происходит отладка психических функций мозга ведет к направленным соматическим изменениям в организме человека. За последние 25 лет сеансы с использованием методики прошли более 12 тысяч пациентов. По ряду системных (аутоиммунных) заболеваний получены результаты в сообщении, недостижимые другими методиками.