Сенсомоторный психосинтез

Метод СМПС 

Сенсомоторный психосинтез  (СМПС) происходит от латинского sensus — «ощущение»,  motor — «приводящий в движение», от греческого душа  ψυχή — «душа» и σύνθεσις — «совмещение».

СМПС —это метод управления состояниями сознания, который использует психотерапевтические и психологические техники для решения различных проблем. Он основан на постепенном синтезе сенсомоторных образов в психике человека, что помогает ему концентрировать внимание на своих ощущениях, образах и переживаниях. При этом сохраняется высокая степень осознанности происходящего, а возникающие наглядные образы позволяют контролировать соматические и психические процессы на глубоком уровне сознания.

ТЕХНИКА СЕНСОМОТОРНОГО ПСИХОСИНТЕЗА

В лаборатории «Психология общения и психосемантика» факультета психологии МГУ уже несколько лет разрабатывается психотехническая методика, называемая сенсомоторным психосинтезом, которая имеет как исследовательские, так и практические цели. Она заключается в управлении состояниями сознания субъекта через специальный суггестивный диалог, который помогает формировать целостный образ моделируемой действительности. В отличие от других суггестивных техник, сенсомоторный психосинтез направлен на организацию сознательных усилий субъекта, что повышает эффективность приемов. При этом психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта, а субъект получает информацию о причинах ошибок и путях их преодоления. Техника включает приемы интрамодального, интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов образа.

На следующем этапе используются техники сенсомоторного психосинтеза, которые основываются на механизмах сенсибилизации и синестезии, чтобы дополнить образ ощущениями из других модальностей. Эти техники направлены на интеграцию активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой конструируемой действительности. Например, при формировании образа иллюстрированного журнала, начинают с тактильных ощущений, а затем активируют перцептивную систему, чтобы дополнить образ компонентами зрительной модальности. 

Сенсомоторный психосинтез отличается от гипноза, самогипноза и медитации своей диалогичностью. В отличие от этих методов, которые являются монологическими в своей основе, сенсомоторный психосинтез предполагает активное взаимодействие субъекта с окружающим миром. Кроме того, в отличие от гипноза, сенсомоторный психосинтез не требует гипнотического торможения мозга и не сопровождается состоянием гипнотического сна. Это позволяет субъекту оставаться в более активном состоянии.

Техника сенсомоторного психосинтеза может применяться как в практической, так и в экспериментальной психологии, в психокоррекционной работе и в психотерапии. Этот метод не зависит от гипнабельности индивида и может использоваться для формирования гипнабельности у негипнабельных людей. Кроме того, он позволяет моделировать поведение человека в различных жизненных ситуациях.

ПРИЕМЫ ПСИХОСИНТЕЗА

В процессе интрамодального психосинтеза используется единый алгоритм, который включает три шага. На первом шаге испытуемые фокусируют свое внимание на ощущениях и снижают уровень активности соответствующих сенсорных систем. Это позволяет создать недифференцированную совокупность переживаний в рабочей модальности. На втором шаге целью является акцентуация отдельных ощущений. Испытуемым ставится задача поиска ощущений определенного качества с последующим повышением уровня активности сенсорной системы. На третьем шаге испытуемые интегрируют отдельные ощущения в некую целостность, что позволяет создать новый образ мира в данной модальности.

Общий алгоритм интрамодального психосинтеза реализуется через многообразные приемы взаимодействия с испытуемыми в различных модальностях: визуальной, аудиальной, тактильно-кинестетической.

Для реализации общего алгоритма в разных модальностях используются различные приемы взаимодействия с испытуемыми. В таблице ниже представлены примеры некоторых приемов психосинтеза для каждого шага в работе с разными рабочими модальностями. Столбцы этой таблицы образуют шаги развертки стратегии, строки — рабочие модальности, а на пересечении столбцов и строк — примеры некоторых приемов психосинтеза — способов переструктурирования чувственной ткани, своеобразных метафор, создающих условия для изменения формы категоризации чувственного опыта.

Таблица. Интрамодальный психосинтез

Шаги стратегии123
МодальностиРаспредмечивание чувственной ткани образа
Акцентуация отдельных ощущений
Формирование нового предметного образа
Визуальная«Туман»«Движущийся туман»Формирование нового предметного образа
Аудиальная«Тишина»«Лесная тишина»Звуки леса, пение птиц
Кожно-кинестетическая«Невесомость»«Парение» «Полет»
Важно отметить, что приемы психосинтеза являются индивидуальными и могут быть адаптированы к потребностям каждого испытуемого. Кроме того, они могут быть комбинированы в зависимости от того, какие модальности используются в конкретной ситуации.

Раскроем подробнее принципы действия и техники интрамодального психосинтеза в некоторых модальностях.

ВИЗУАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ

Построение зрительного образа. Чтобы избежать необходимости менять положение и отвлекаться на ощущения в теле во время сеанса, испытуемый должен находиться в комфортабельном положении. Также необходимо устранить напряжение в тех частях тела, где оно присутствует, что приведет к снижению активности сенсорных систем, включая зрительную. Визуализация проводится с закрытыми глазами, и испытуемый должен сосредоточиться на том, что он не видит ничего, как будто находится в темноте.

Для увеличения эффекта можно использовать метод «исчезновения век». Испытуемому предлагается сосредоточиться на своих веках, ощутить их напряжение и дать им возможность расслабиться и успокоиться. Затем необходимо обратить внимание на ощущения в глазах, чтобы ощутить расслабление глазодвигательных мышц, отсутствие напряжения и движений, а также отсутствие других ощущений, кроме ощущения покоя. Когда испытуемый достигнет этого состояния, можно привести пример адаптации сенсорных систем, когда объекты вокруг перестают вызывать ощущения. Затем следует обратить внимание на то, как испытуемый перестает чувствовать свои веки, если он не делает ничего со своими глазами. В результате возникает иллюзия, что он смотрит на что-то, но не видит ничего, как будто он находится в темноте. Важно зафиксировать это ощущение.

Предложим испытуемому обратить внимание на свои ощущения в темноте, признавая, что полная темнота редко бывает. Мы можем ощущать какую-то пелену перед глазами, будто смотрим сквозь дымку, запотевшее стекло, туман или мутную воду. Зафиксировав эти неопределенные визуальные ощущения у испытуемого, мы можем структурировать, изменять и усиливать их, используя различные метафорические приемы, представленные в таблице.

  1. «ТУМАН». «Ощущение тумана перед глазами усиливаем, словно туман заполняет все вокруг, сгущается, становится более плотным. Но эта пелена неоднородна».
  2. «ДВИЖУЩИЙСЯ ТУМАН». «Всматриваясь, можно почувствовать движение, словно туман клубится вокруг, и волны тумана накатываются на вас. И блики возникают в глубине, словно солнечные лучи, пронизывая толщу тумана, вызывают мягкое и приятное свечение, россыпи радужных пятен летят в тумане: золотистые, розовые, серебристые, голубые… Как осколочки радуги… Калейдоскоп красок… Как фейерверк, яркие красочные вспышки, словно брызги салюта…»
  3. «Ясные отчетливые визуальные образы». «Туман рассеивается и постепенно становится прозрачным. И, вглядываясь вдаль, можно заметить, как в пелене тумана проступают очертания деревьев, еще смутные и неясные, словно призрачные фигуры сказочных животных». (И далее, переходим к описанию того образа, который нам нужно формировать у испытуемого.)

АУДИАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ

Работа с чувственной тканью в аудиальной модальности.

  1. «ТИШИНА». «Вы слышите доносящиеся до вас звуки. Звуки в этой комнате. Возможно, звуки улицы, звуки города. Вслушиваясь в них, вы почувствуете, как наступает привыкание и появляется безразличие. Но если вы продолжаете вслушиваться в монотонное движение этих звуков, сосредоточив внимание, вы замечаете, что ощущения как бы перемешиваются и ускользают от вас, становятся монотонными, однообразными. И постепенно вы перестаете их замечать, словно сидите в тишине.
  2. «ЛЕСНАЯ ТИШИНА». «Вы вслушиваетесь в тишину ночного леса. Отдаленные шорохи, шелест листвы при легких движениях ветерка. Шорохи ночи. Смутные, неясные…
  3. « Тихий плеск воды, шуршание травы, звон насекомых… Комары… Издалека доносится тихая, плавная музыка. Приятная мелодия…»

Тот же алгоритм может быть использован для работы с ощущениями, связанными с телесным восприятием, обонятельными и вкусовыми восприятиями.

Таким образом, мы можем увидеть, что использование методов интрамодального синтеза следует следующей логике:

Шаг 1. Разрушение текущего образа, привыкание к ощущениям и адаптация сенсорных систем.

Шаг 2. Выбор метода (метафоры) для переструктурирования сенсорного опыта в направлении, удобном для создания нового образа. Переопределение сенсорной стимуляции.

Шаг 3. Окончательное формирование создаваемого образа.

Как уже упоминалось, помимо методов интрамодального синтеза, техника сенсомоторного психосинтеза включает в себя методы интермодального и сенсомоторного синтеза компонентов создаваемого образа. Методы интермодального синтеза, основанные на механизмах сенсибилизации и синестезии, позволяют дополнить создаваемый образ ощущениями других модальностей. Сенсомоторный синтез направлен на интеграцию деятельности сенсорных систем и двигательной активности субъекта в соответствии со структурой и логикой создаваемого образа и моделируемой действительности.

Описание, характеристики, классификация


Техника СМПС включает методы сенсомоторного, интрамодального и интермодального синтеза элементов, составляющих образ. В процессе интрамодального синтеза сначала вызываются ощущения в одной модальности, после чего отдельные субмодальности объединяются в целостный образ в пределах этой модальности. Затем применяются методы интермодального синтеза, которые дополняют формируемый образ ощущениями из других модальностей. На всех этапах СМПС происходит переопредмечивание чувственной ткани сознания, что приводит к формированию синестезического образа новой (виртуальной) реальности.

В ходе СМПС происходит интеграция активности сенсорных систем и двигательной активности субъекта, которые соответствуют структуре и логике создаваемого образа и моделируемой реальности. Например, формирование образа иллюстрированного журнала у испытуемого может начаться с тактильных ощущений, таких как фактуры глянцевой бумаги, тяжести в руках и прохлады. Затем перцептивная система активируется, позволяя дополнить образ компонентами зрительной модальности. В структуру образа могут быть включены ощущения запаха типографской краски и шелеста страниц. Двигательная моторика также играет важную роль при формировании виртуального образа, позволяя потрогать, подвигать и включить его в сложные перцептивные действия. В результате субъект формирует сильный синестезический образ, который конкурирует с образом реальной ситуации в его сознании.

Во время СМПС происходят изменения в функционировании механизмов рефлексии, которые приводят к тому, что психолог воспринимается субъектом только как собеседник во внутреннем диалоге, а речевые инструкции — как собственные мысли и переживания. В отличие от традиционных суггестивных техник, которые направлены на подавление активности механизмов сознательного контроля, суггестивный диалог используется для повышения эффективности суггестивных приемов путем организации сознательных усилий субъекта.

При СМПС активен диалог между субъектом и психотерапевтом, отличающий его от гипноза, самогипноза и медитации, которые являются монологическими методами. В отличие от гипноза, СМПС не требует угнетения мозговой деятельности и не приводит к состоянию сна, что позволяет субъекту быть более активным. Техника психосинтеза не зависит от гипнабельности и может использоваться даже у малогипнабельных индивидов, достигая таких же эффектов, как при самом глубоком гипнозе.

Необходимо отметить научный подход метода СМПС. При его разработке уделялось особое внимание связи между специальными методами СМПС и функционированием механизмов регуляции психической активности человека, таких как память, воображение и другие. Еще одна важная особенность метода СМПС заключается в сохранении высокой степени самоконтроля у испытуемого в процессе порождения вторичных (ментальных) образов. Этот метод позволяет моделировать поведение человека в различных ситуациях, и исследовать широкий круг задач в области психологии, психотерапии, спорта, криминалистики, медицины и других областей.

История создания и развития. Области применения.

В конце 70-х и начале 80-х годов В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, В. А. Петровский и К. С. Лисецкий разработали метод СМПС в соответствии с концепциями психологической школы Выготского-Леонтьева-Лурии. Он был создан для исследования психосемантики и психологии сознания, а также для решения практических задач, таких как регулирование формы и глубины транса при анализе функционирования сознания и гипнабельности у негипнабельных людей. С течением времени метод СМПС был адаптирован к различным областям применения и продолжал развиваться.

СМПС — метод, который на протяжении более 30 лет успешно применяется в различных областях, включая психологию, психотерапию, спорт, криминалистику и медицину. Лаборатория психологии общения В.Ф. Петренко психологического факультета МГУ является основной научной и экспериментальной площадкой для развития метода СМПС, где он широко используется для научных исследований разных видов ИСС и методов погружения в транс, особенно в экспериментальной психосемантике. Метод СМПС также доказал свою эффективность в спорте, помогая спортсменам достигать высоких результатов без допинга, а также в медицине, где была разработана прикладная методика психосоматической коррекции больных алкоголизмом и наркоманией на основе этого метода.

В середине 1980-х годов, В. В. Кучеренко и его коллеги — В. Ф. Петренко, В. А. Петровский и К. С. Лисецкий — разработали метод, основанный на использовании пассивных запасов памяти для целей психологии образования. Впоследствии этот метод нашел применение в криминалистике при расследовании тяжких преступлений, получив название «криминалистический гипноз». Сегодня же Следственный комитет активно использует этот метод с согласия свидетелей и потерпевших для раскрытия сложных преступлений.

С начала 1990-х годов, К. С. Лисецкий начал применять метод СМПС в рамках нового направления прикладной психологии — психокосметологии. Он разработал метод отраженной психической активности и программу психологической охраны молодости организма под названием «ПОМОГ», которые широко используются в Самарской школе психологии.

Важно отметить, что метод СМПС имеет целебное применение. Его лечебная эффективность была доказана еще в 80-х годах при лечении алкоголизма и наркомании в московской наркологической больнице №17. Кроме того, методика психосоматической коррекции, разработанная В. Кучеренко, позволяет отладить психические функции мозга и привести к направленным соматическим изменениям в организме. За последние 25 лет более 12 тысяч пациентов прошли сеансы с использованием этой методики, и были получены результаты, недостижимые другими методами, в том числе при лечении системных (аутоиммунных) заболеваний. Особенно впечатляющие результаты были достигнуты у ветеранов Чернобыля, у которых после прохождения курса антиалкогольной зависимости пропали симптомы лучевой болезни.