Техники транзактного анализа и психосинтеза

Транзактный анализ (ТА) представляет собой эффективную психологическую модель, которая используется для изучения и анализа поведения человека, как в индивидуальном, так и в групповом аспекте. Эта модель включает в себя философию, концепцию и методы, которые помогают людям лучше понимать самих себя и свои особенности взаимодействия с окружающей средой.

Однако, ТА не только является психологической моделью, но и имеет более широкий спектр применения. Ее основные принципы очень просты и доступны для понимания. Она основана на постулате, который утверждает, что человек может принимать решения, опираясь на одну из трех я-позиций.

Трансактный анализ Эрика Берна является рациональным методом изучения поведенческих реакций, который основывается на том, что каждый человек может научиться мыслить самостоятельно, доверять себе, выражать свои чувства, принимать независимые решения и налаживать близкие контакты.

Трансактный анализ Берна

Концепция Эрика Берна основывается на том, что люди должны научиться понимать свои реакции и отделить их от своей личности, чтобы стать свободными от прошлого и изменить свою судьбу. Она отличается от других концепций тем, что не фокусируется на отдельных поведенческих реакциях, а обращается к более продолжительным формам и следствиям поведения. Кроме того, ТА общения направлена на установление более открытых и истинных взаимодействий между людьми и внутренними структурами личности. Анализ процесса общения через трансакции помогает выявить причины проблем в межличностных отношениях.

Структура личности: родитель, ребёнок, взрослый

По Берну, личность человека состоит из трех эго-состояний: родитель, взрослый и ребенок. Родитель отвечает за моральные установки и нравственные ориентиры, которые были внушены в детстве, и продолжает влиять на поведение человека в настоящем. Взрослый же является структурой личности, которая адекватно реагирует на происходящие события и способна анализировать реальность. Он также является посредником между родителем и ребенком. Каждый индивидуум имеет в себе все три эго-состояния, которые могут трансформироваться и модернизироваться на протяжении всей жизни. Например, в состоянии алкогольного опьянения, первым отключается эго-состояние «родитель», что может привести к безнравственному поведению.

Каждый человек имеет в себе отголоски детства, которые проявляются в эго-состоянии «ребенок». Взрослая личность подвержена влиянию этого состояния, которое характеризуется нахождением под контролем «родителя». В результате возникают измененные детские поведенческие реакции, такие как чувство вины, стыд, необоснованный страх, обида, протесты и т.д.

Эго-состояние «ребенок» отвечает за эмоциональность, интуицию, творческое самовыражение и неадекватное поведение. Каждый человек имеет в себе эту маленькую девочку или мальчика.

Психически здоровый и успешный человек умеет балансировать между всеми тремя состояниями и контролировать свое поведение через эго-состояние «взрослый».

При конфликтах внутри личности, когда «взрослое» состояние не может контролировать отношения между «родителем» и «ребенком», возникают сложные ситуации, которые могут привести к психологическим проблемам, таким как депрессия, конфликты и неврозы. Каждое состояние личности имеет свою функцию, и нарушения в коммуникации связаны с подавлением или неуместным проявлением определенного состояния. Психотерапия ТА помогает оживить подавленное состояние или научиться активизировать его в нужных ситуациях для гармоничного взаимодействия. Согласно данной концепции, для здорового функционирования личности необходимо балансировать между всеми тремя состояниями Я. Задача структурного анализа заключается в выявлении взаимоотношений между состояниями личности и помощи в решении внутриличностных проблем для адаптации и предотвращения патологии.

Теория ТА Берна содержит детальное изложение определений, необходимых для понимания коммуникативного взаимодействия между людьми, таких как игра, поглаживания, вымогательство, ранние решения и запреты, а также жизненный сценарий. Игра – это фиксированный и бессознательный поведенческий паттерн, который индивид использует для избегания полноценного контакта. Поглаживания – это трансакции, которые могут вызывать положительные или негативные эмоции, условные или безусловные. Игры ТА представляют собой серию скрытых трансакций с предсказуемым итогом, который выгоден одному из игроков.

Вымогательство — это метод поведенческой реакции, при котором люди используют свои привычные установки, вызывая у себя негативные эмоции и заставляя других успокаивать их. Обычно инициатором этой игры является манипулятор, который получает выгоду в конце игры.

Термины «ранние решения» и «запреты» являются ключевыми в теории Трансакционного анализа. Они обозначают информацию, передаваемую от родителей к ребенку на этапе детства, когда ребенок находится в состоянии зависимости от заботы и тревог родителей. Запреты можно сравнить с неизменными моделями поведения, а ответная реакция на них — это формулы поведения, которые вырабатываются у ребенка и называются «ранними решениями».

Жизненный сценарий — это аналогия со стилем жизни Адлера. Он включает в себя запреты, ранние решения, игры, которые основаны на ранних решениях, вымогательства, которые служат оправданием ранних решений, а также ожидания и гипотезы об окончании «жизненной пьесы».

Игры ТА представляют собой ситуации, где скрытые мотивы и подвохи присутствуют в цепочке ходов, а выигрышем является определенное эмоциональное состояние, которого игрок стремится достичь бессознательно. Цель взаимодействия в рамках ТА — помочь клиенту осознать свои игры, создать новый сценарий для развития жизни и личности, принять новые решения и научиться реагировать на окружающую среду. Психокоррекционная работа включает в себя освобождение личности от навязанных программ поведения и помощь в достижении независимости, спонтанности и умения устанавливать качественные контакты в близких отношениях.

Трансакционный анализ

Трансакционный анализ — это модель психологии, которая используется для изучения поведения человека как индивидуально, так и в группе. Он возник в 1960-ых годах из психоанализа и был разработан Эриком Берном и другими психотерапевтами. ТА стал популярным в психологии благодаря своей простоте и доступности, а также основным принципам, которые легко понять.

Три эго-состояния по Эрику Берну

Согласно Эрику Берну, каждый момент жизни мы находимся в одном из трех возможных эго-состояний: Я-Родитель, Я-Взрослый и Я-Ребенок. Я-Родитель содержит поведение и установки, перенятые извне, а Я-Взрослый ориентирован на восприятие текущей реальности. Я-Ребенок содержит в себе все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом, а также записи детских переживаний и творческое проявление личности.

Интересно, что человек может переходить между двумя из трех состояний: Родитель и Ребенок, и эти переходы могут происходить быстро и часто. Например, утром в постели мы можем бороться между желанием поспать еще и необходимостью вставать и идти на работу. Ни одно из этих состояний не является важнее другого, а гармония между ними помогает нам сохранять здравый рассудок и не скатываться к крайностям. Ребенок может проявляться как спонтанный, приспосабливающийся или бунтующий, а Родитель — как заботливый или критический.

Взрослый играет роль посредника между Родителем и Ребенком, принимая решения о том, какое поведение будет наиболее подходящим в конкретной ситуации и какие стереотипы следует отбросить или сохранить. Однако необходимо помнить, что хотя переход между эго-состояниями важен, главным является роль Взрослого в принятии решений.