Структурирование времени и техника определения жизненного сценария — это один из ключевых аспектов для достижения успеха в жизни. Эта техника разработана известным американским психиатром и психоаналитиком Эриком Берном, который является автором многих трудов по теме общения и психологии.
Структурирование времени
Структурирование времени — это процесс планирования и организации времени, который помогает вам работать более эффективно и продуктивно. Когда вы структурируете свое время, вы можете лучше понять, каким образом вы тратите свой день и как вы можете использовать свое время более эффективно.
Существуют различные подходы к структурированию времени. Один из популярных методов — это метод «Pareto» (или «правило 80/20»), который утверждает, что 80% результатов достигается благодаря 20% усилий. Следовательно, вы должны сосредоточиться на тех 20% задач, которые приводят к 80% результатов.
Берн также разработал подход к определению жизненного сценария, который позволяет людям понимать, какие роли они играют в жизни и как они могут использовать эти роли, чтобы достигнуть своих целей. Он называет это подходом «драматическое определение жизненного сценария.»
Согласно Берну, каждый человек играет несколько ролей в жизни, которые определяют его жизненный сценарий. Например, вы можете играть роль родителя, друга, работника, подрядчика и т.д. Все эти роли составляют ваш жизненный сценарий.
Чтобы определить свой жизненный сценарий, Берн предлагает следующие шаги:
1. Определите свои роли. Составьте список всех ролей, которые вы играете в жизни.
2. Оцените каждую роль. Оцените каждую роль по шкале от 1 до 10 по степени ее важности в вашей жизни.
3. Определите свои цели. Определите свои цели для каждой роли. Что вы хотите достичь в каждой роли?
4. Оцените свой прогресс. Оцените свой прогресс в достижении целей в каждой роли. Какие шаги вы уже сделали для достижения своих целей?
Как только вы определили свой жизненный сценарий, вы можете начать работу над тем, чтобы достичь своих целей. Вы можете использовать структурирование времени и другие техники, чтобы улучшить свою продуктивность и эффективность, и тем самым, продвинуться на пути к достижению своих целей.
В целом, структурирование времени и техника определения жизненного сценария являются важными инструментами для достижения успеха в жизни. Эти техники помогают понимать, как вы тратите свое время и какие роли вы играете в жизни, что позволяет вам лучше использовать свои ресурсы для достижения своих целей.
Техника структурирования времени
Техника структурирования времени Эрика Берна является одним из наиболее эффективных методов планирования и управления временем. Эта техника была разработана в 1950-х годах известным психиатром и психоаналитиком Эриком Берном.
Суть техники заключается в том, чтобы структурировать свой день и определить, какое количество времени вы хотите уделить каждой задаче. Берн утверждал, что если мы имеем ясное понимание того, на что мы хотим потратить свое время, мы сможем лучше управлять им.
Шаг 1: Определение целей
Первый шаг в использовании техники структурирования времени Эрика Берна — определение целей. Это включает в себя определение того, какие задачи вы хотите выполнить в течение дня и какой результат вы хотите достичь. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.
Шаг 2: Определение времени
После определения целей следующим шагом является распределение времени на каждую задачу. Для этого необходимо определить, сколько времени вам нужно на каждую задачу, и когда вы планируете ее выполнить.
Шаг 3: Расстановка приоритетов
Третий шаг — расстановка приоритетов. Не все задачи равны по значимости, поэтому необходимо определить, какие задачи важнее для достижения ваших целей. Вы можете использовать метод ABC, где задачи с максимальной важностью получают метку «А», менее важные — «В», а менее важные — «С».
Шаг 4: Список задач
Четвертым шагом является создание списка задач на день. Этот список должен включать все задачи, которые необходимо выполнить для достижения ваших целей. Вы можете создавать список утром каждого дня или в конце предыдущего дня.
Шаг 5: Контроль времени
Пятый шаг — контроль времени. Необходимо отмечать, сколько времени уходит на каждую задачу, чтобы понимать, как использовать свое время более эффективно. Вы можете использовать таймер или записывать время вручную.
Шаг 6: Анализ результатов
Шестой и последний шаг — анализ результатов. После того, как вы закончили свой день, необходимо проанализировать, какие цели были достигнуты и как можно улучшить процесс планирования и управления временем.
С использованием техники структурирования времени Эрика Берна вы сможете лучше распределить свое время, достигать своих целей и улучшить свою продуктивность. Хороший план вашего дня — это главный критерий успеха, и эта техника поможет вам в этом.
Люди, способные управлять своим временем, всегда являются дорогостоящими и редкими специалистами.
Способы структурирования социального времени
Один из аспектов теории ТА – структурирование времени, так как, по мнению Берна, людей преимущественно мотивируют стимул, признание и структурный голод. Имеются 6 способов структурирования социального времени: уход, совершение ритуалов, деятельность, времяпровождение, игры и создание интимности.
При уходе люди открыто не контактируют друг с другом. Так, например, ведут себя пассажиры в транспорте. При уходе люди остаются углубленными в собственные мысли.
Ритуалы являются стилизованными знаками взаимного признания, в основе которых лежат традиции и социальные обычаи. На самом простом уровне два человека, говорящие друг другу «Доброе утро», участвуют в ритуале.
Деятельность, обычно называемая также работой, имеет место не только тогда, когда идет борьба за материальные средства выживания. Социальное значение деятельности также заключается в том, что она позволяет структурировать различные виды признания и удовлетворенности. Берн считал, что рабочие транзакции обычно имеют вид «Взрослый – Взрослому» и являются сориентированными, главным образом, по направлению к внешней действительности.
Времяпровождение является «полуритуалом» и подразумевает проведение тематических бесед, которые длятся дольше, чем ритуалы, но все же по большей части социально запрограммированы. Времяпровождение может включать в себя беседы на темы типа «Разве это не ужасно?» и «Автомобили». Фокус времяпровождения является, как правило, скорее внешним по отношению к беседующим, нежели имеющим прямое отношение к данным личностям.
Игры, в отличие от времяпровождения, представляют собой последовательности трансакций, которые основываются в большей степени на индивидуальном, чем на социальном программировании. Психологическая игра является набором скрытых или невыраженных, а также открытых трансакций, которые ведут к предсказуемому результату или расплате. Часто эти расплаты влекут за собой отрицательные чувства или «напряжения» типа гнева и депрессии. Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать, например «Почему бы не – Да, но» и «Если бы не ты».
Берн определял взаимную интимность как искренние, не основанные на игре отношения, подразумевающие свободные взаимные отдачу и получение и отсутствие эксплуатации» Интимность представляет собой индивидуальное и инстинктуальное программирование, из которого социальное программирование и скрытые побуждения в значительной степени, если не полностью, временно исключены. Создание интимности является наиболее оптимальным решением проблемы, связанной с жаждой стимула, жаждой признания и структурным голодом. Берн считал, что интимность включает в себя сексуальную близость, но не ограничивается ею.
При встречах людей в группах или парах существует шесть различных способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека. Когда люди оказываются в ситуациях, в которых им не навязывается какое-то определенное структурирование времени, они в первую очередь стремятся следовать своей структуре времяпровождения. Робинзон Крузо, прибывший на необитаемый остров, структурировал свое время, исследуя его и занимаясь постройкой жилища. Заключенные в одиночных камерах ведут календари и делают ежедневные записи.
Если вы когда-либо принимали участие в группах, где план занятии не был изначально четко определен, то помните дискомфорт, связанный с подобной ситуацией. В таких случаях люди обычно говорят: «А что мы будем делать?» В конце концов каждый член группы решит этот вопрос и будет вести себя в соответствии с одним из шести видов структурирования времени.
Если проанализировать каждый из этих шести видов структурирования времени, то его можно связать с имеющимися у нас знаниями об эго-состояниях и поглаживаниях. Интенсивность поглаживаний возрастает при движении вниз по списку — от ухода к интимности. Иногда в литературе по ТА высказывают мысль о том, что с движением вниз по списку возрастает также и степень психологического риска. Действительно, непредсказуемость в поглаживаниях в этом случае увеличивается. В особенности, это проявляется тогда, когда нас принимают или отвергают другие люди. Из Ребенка мы можем в самом деле воспринять эту непредсказуемость как риск для себя. Ведь когда мы были детьми, наше благополучие зависело от поглаживаний, которые мы получали от родителей, а когда родители отказывали нам в поглаживании, мы воспринимали это как угрозу нашему существованию. Став взрослыми, мы не испытываем подобного риска, принимая участие в любом из способов структурирования времени. Никто не может заставить нас чувствовать. Если кто-либо отвергает меня, то я могу спросить его, почему он так поступает, и попросить человека изменить свое поведение. Если он этого не делает, я могу разорвать отношения с ним и найти других людей, которые меня принимают.
Осознание – это способность видеть, слышать, чувствовать, ощущать на вкус и запах вещи как чувственные впечатления так, как это делает только что родившийся младенец. Осознающий человек не объясняет и не отфильтровывает свои ощущения о мире так, чтобы они подходили под определения Родителя. При этом он находится в тесном контакте со своими телесными ощущениями и внешними стимулами.
Техника определения жизненного сценария
Эта техника помогает лучше осознавать сны, фантазии, детские воспоминания. Для этого не нужно себя контролировать или сдерживать, важно просто представить образ и проанализировать чувства, которые возникают при его воспроизведении.
Психосинтез – одна из ветвей трансперсональной психологии, которая представляет собой объединение различных школ психотерапии и активно используется в системах образования и обучения. Его основные принципы включают:
- познание себя на глубинное уровне,
- принятие ответственности за свою жизнь,
- создание единого центра личности и перестройку всех остальных ее частей в гармонии с центром.
Основой подхода является разрешение внутриличностного конфликта субличностей – разноплановых частей личности – и их интеграции.
Работа с субличностями предполагает знакомство с каждой из них, принятие ее такой, какая она есть на данном этапе и последующую трансформацию и интеграцию в единую структуру психики.
Для осознавания всех формирующих частей сознания и бессознательного используют технику разотождествления, которая направлена на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения: оценок общества, родительских установок и т.д.
Работа с субличностями предполагает изучение и последующее взаимодействие с отдельными элементами и характеристиками личности, складывающимися в довольно цельный образ. Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке.
Важным приемом является ведение тетради для анализа состояний и поступков, поскольку это помогает лучше отслеживать эмоциональные реакции, особенности каждой из субличностей, а также время и причину ее появления.
Развиваясь соответственно своим потребностям, соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков, человек каждый раз вырабатывает и корректирует путь своего дальнейшего развития.
Если вы хотите применять ТА, особенно в терапии, вам следует выработать в себе чувство детского языка жизненных сценариев.
Упражнение 1 «Ваш сценарий»
Возьмите карандаш и бумагу, работайте быстро и интуитивно, записывая первый ответ, который придет в голову. Напишите название вашего сценария и опишите его настроение: веселый или печальный, победный или трагичный, интересный или скучный. Затем запишите последнюю сцену: как ваш сценарий заканчивается? Сохраните свои ответы для того, чтобы в будущем добавить больше информации и собрать полный сценарий жизни.
Упражнение 2 «Расшифровка личного сценария»
Расшифровка сценария может быть найдена в снах, фантазиях, сказках и детских историях. Не ограничивайте свое воображение и не пытайтесь контролировать свои мысли, просто визуализируйте образы и чувства, которые они вызывают. Лучший результат можно достичь, работая в группе или с партнером, но можно выполнить это упражнение и самостоятельно, записывая свои ответы на магнитофон. После этого прослушайте запись несколько раз и доверьтесь своей интуиции, чтобы получить больше информации о себе и своем сценарии.
В процессе выполнения упражнений вам может прийти в голову сильные детские эмоции, которые могут отражаться в вашей реакции на упражнения. Если вы чувствуете необходимость, вы всегда можете остановиться и вернуться к реальности. Для этого можно сконцентрироваться на предмете в комнате, описать его цвет и назначение. Можно также переключиться на обычные темы взрослых, например, о планах на обед или следующем рабочем дне.
Герой. Кто ваш любимый персонаж из книги, фильма или пьесы? Может быть, это герой приключенческого романа или главный герой драмы. Начните с того персонажа, который первым пришел вам на ум. Затем, чтобы максимально погрузиться в образ персонажа, представьте себя им и расскажите о себе от его лица, начиная со слов «Я…». Вы можете рассказать о своих мыслях, чувствах, целях и желаниях, как если бы вы были этим персонажем.
Сказка. Выберите любую историю, которая вам нравится — это может быть реальная или вымышленная история, новость из газеты или журнала, или просто что-то, что вы услышали от кого-то другого. Перескажите эту историю, а затем продолжите ее сами — измените ее концовку или добавьте свой собственный поворот событий. Расскажите эту историю от первого лица, словно вы были главным героем этой истории.
Сон. Выберите какой-то из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или же повторяющегося сна, хотя для этого упражнения подойдет любой сон. Расскажите ваш сон, при этом говорите не в прошедшем, а в настоящем времени. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каким-либо человеком или вещью из сновидения и начните говорить о себе от его имени. После того, как вы закончите, сразу же скажите, что вы чувствовали. Было вам приятно или нет? Вам понравилось окончание сна? Если нет, вы можете заменить его конец. Новое окончание сновидения тоже рассказывайте в настоящем времени. Убедитесь в том, что вы вполне удовлетворены концовкой сна. Если нет, придумайте еше один конец, и так далее, сколько вам будет угодно.
Предмет. Выберите один предмет в своей комнате, предпочтительнее тот, о котором вы думаете в первую очередь, и используйте его, чтобы рассказать о себе. Чтобы максимально эффективно использовать это упражнение, попросите своего партнера говорить с вами, как будто вы являетесь этим предметом (дверью, камином и т.д.) и продолжать разговаривать с вами.
Пьеса вашей жизни. Для выполнения данного упражнения нужен партнер, который будет играть роль ведущего и общаться с вами. Если возможно, можно записать свой спектакль на аудио или видео, чтобы потом прослушивать и вносить изменения. Ведущий может провести это упражнение с группой, но не обязательно повторять свою роль точно по тексту. Лучше, если он запланирует последовательность событий и будет импровизировать. Необходимы паузы между фразами, чтобы участники могли сфокусироваться на происходящем, а также достаточно долгие паузы после каждой сцены, чтобы они могли осознать и описать ее содержание.
Сядьте или лягте поудобнее. Расслабьтесь. Можете закрыть глаза. После этого ведущий начинает говорить: «Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный это спектакль или скучный, героический или заурядный – или какой-то еще? Что театр – заполнен, полупустой или пустой? Будет публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет она аплодировать или уйдет со спектакля – или что-то еще? Как называется ваш спектакль – спектакль о вашей жизни? А сейчас свет потушен. Поднимается занавес. Спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Это самая первая сцена вашей жизни. Вы – младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, у вас появилось какое-то телесное ощущение или эмоции? Чувствуете ли вы какой-нибудь запах или вкус? А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля». (Пауза.)
Ведущий продолжает: «А сейчас вторая сцена. В этой сцене спектакля вы – ребенок от трех до шести лет. Где вы? Что видите вокруг? Есть ли кто-нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Испытываете ли какие-то телесные ощущения или эмоции? Запах? Вкус? Осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене спектакля». (Пауза.)
После этого ведущий теми же словами вводит вас в следующие сцены спектакля: сцену юношества, от десяти до шестнадцати лет; актуальную сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десять лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля – сцену вашей смерти. В репликах ведущего к этой сцене должен звучать вопрос: «Сколько вам лет в этой последней сцене спектакля?»
Наконец ведущий просит вас вернуться в настоящее, потратив на это столько времени, сколько необходимо. Поделитесь с группой или партнером вашими ощущениями.
Упражнение 3 «Культурный и семейный сценарий»
Если бы вы переместились назад во времени, то кто были бы ваши предки, которые жили 75 или 105 лет назад? Влияет ли на вас в настоящее время ваше культурное наследие, касающееся вашей личной жизни, работы, интеллектуального развития? Назвите тему, которую вы придерживаетесь в настоящее время, которая отражает ваш культурный сценарий. Задумайтесь об одном из вашей жизни в настоящее время. Сюда может входить использование субкультурного сценария. Напомните себе о своей семейной микросреде и попробуйте понять, повторяете ли вы какие-либо из ролей, проявленных в вашей прошлой жизни. Какие сроки ролей вы смогли изменить?
Упражнение 4 «Невербальные и вербальные сообщения вашего сценария»
Прочтите все описание упражнения до конца и лишь потом выполняйте.
Закройте глаза и попытайтесь увидеть физически выражения лиц окружающих – самые ранние, что вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие как глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица вы увидели?
Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные вами от родителей через действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй).
Какие приятные или неприятные чувства возникли у вас? Какие сообщения передавались вам через выражения лиц и телесные действия?
Опять представьте себе, что вы ребенок. На этот раз прислушайтесь к словам, которые говорились о вас в вашей семье. Что говорилось о вашей ценности? Вашем лице? Сексуальности? О ваших способностях? Уме? Морали? Здоровье? О вашем будущем?
Произнесите вслух фразы, которые вы вспомнили и которые отражают то, что думал про вас каждый из родителей.
Связана каким-либо образом ваша нынешняя самооценка с мнением ваших родителей о вас?
Упражнение 5 «Ролевые отождествления»
Подумайте о том, как вы взаимодействуете с разными людьми в последние дни. Может быть, вы часто чувствуете себя жертвой, когда кто-то критикует вас или не удовлетворяет ваши ожидания? Или, наоборот, вы можете преследовать других, пытаясь контролировать их действия и мысли? Возможно, вы часто становитесь спасителем, помогая другим людям решать их проблемы? Обратите внимание на то, как меняется ваша роль в зависимости от обстоятельств. Например, вы можете чувствовать себя жертвой на работе, но становиться спасителем дома. Может быть, вы играете одну роль чаще, чем другие? Попробуйте связать свои роли с персонажами из ваших любимых книг или сказок и посмотрите, что это может рассказать вам о вашей личности и жизненном опыте.
Упражнение 6 «Жизненные сцены»
Представьте, что ваша жизнь — это сцена, которая вращается. На этой сцене есть несколько типов обстановок, которые отражают вашу жизнь. Представьте типичный месяц вашей жизни и подумайте о том, как вы тратите свое время и энергию на каждой из этих обстановок. Соответствует ли количество времени, которое вы проводите на каждой сцене, количеству энергии, которую вы тратите на нее? Интересуетесь ли вы тем, что происходит на каждой сцене? Кто, по вашему мнению, управляет вашей жизнью на каждой сцене? Чувствуете ли вы удовлетворение от того, как вы используете свои возможности в разных обстановках?
Упражнение 7 «Список действующих лиц»
Попробуйте вспомнить наиболее значимых людей в вашей жизни и оцените, какое время, энергию и реальный интерес вы уделяете каждому из них. Оцените, как они влияют на ваши жизненные планы.
Теперь представьте, что эти люди тратят на вас свое время, энергию и проявляют реальный интерес к вам. Вы считаете, что они помогают вам достигать ваших целей?
А также, задумайтесь о том, с кем из людей вы играете роль и притворяетесь, а с кем на самом деле являетесь собой и не играете никакой роли.
Упражнение 8 «Идентичность и имя»
Как связано ваше имя с вашим сценарием и как оно определяет вашу идентичность? Кто дал вам имя и почему? Чувствовали ли вы груз особых ожиданий, если вас назвали в честь кого-то? Гордитесь ли вы своим именем или не любите его? Получали ли вы обидные прозвища или вас называли именем, не соответствующим вашему полу? Чувствуете ли вы себя частью толпы из-за распространенности своего имени или наоборот, неповторимым из-за его редкости? Есть ли у вас прозвище или ласковое имя и как они влияют на ваше представление о себе? Как вы предпочитаете, чтобы вас называли и почему? Хотели бы вы иметь другое имя и есть ли у вас доводы Взрослого для изменения или сохранения прежнего? Как вас называют дома и на работе и почему?
Упражнение 9. «Список вопросов по сценарию»
Быстро оцените, на что большую часть времени вы обращаете внимание — на себя или на других. Пишите первые мысли. Затем вернитесь и заполните пропуски в ответах после более глубоких размышлений.
Я ОК______________________________
Я не ОК
Другие ОК_________________________________________
Другие не ОК
То, что я считаю___________________________________
То, что я считаю – не ОК___________________________
Теперь оцените вашу половую идентичность.
Я как мужчина (женщина) ОК_______________________
Я как мужчина (женщина) не ОК ___________
Мужчины ОК________________________Мужчины не ОК
Женщины ОК_______________________Женщины не ОК
Любимые игры, в которые я играю: как Преследователь – с кем?
как Спаситель – с кем? как Жертва – с кем?
Вид моего сценария________________________________
(конструктивный, деструктивный, непродуктивный)
Тема сценария______________________________________
Тип драмы_________________________________________
(фарс, трагедия, мелодрама, сага, комедия и т. д.)
Реакция зрителей на мою драму_________________________
(аплодисменты, скука, страх, слезы, враждебность)
Эпитафия, если бы ее надо было написать сейчас______
Новый сценарий, если я его хочу создать.______________
Новая эпитафия, если вы ее хотите написать___________
Договор с собой для нового сценария_________________
Упражнение 10. «Сцена смертного ложа»
Найдите уединенное место, где никто не сможет вас потревожить. Представьте себя в возрасте старика, лежащего на смертном одре. Ваша жизнь проходит перед вашими глазами. Закройте глаза и вообразите, что вы смотрите на экран, где отображаются все ваши воспоминания с самого начала до настоящего момента. Наблюдайте за ними внимательно и не спешите. После этого опыта задайте себе следующие вопросы:
Какие воспоминания в вашей жизни были наиболее болезненными? А какие оставили приятные ощущения?
Какие были самые значимые достижения, переживания и обязательства, которые давали вам смысл и направление в жизни?
Вы когда-нибудь жалели о своих решениях? Если да, то что бы вы сделали по-другому?
Какие изменения в вашей жизни вы можете сделать уже сегодня?
Вы хотите проводить больше или меньше времени с теми, кто вам близок?
Вы осознаете свой выбор сценария жизни или просто идете по потоку?
Вы нашли то, что вы действительно цените в своей жизни? Ваши приоритеты соответствуют вашим желаниям и целям?
Есть ли что-то, что вы хотите изменить в своей жизни уже сегодня?
Упражнение 11 «Ваш последний час»
Рассмотрите свою жизнь с другой перспективы. Имейте в виду, что у вас осталось только один час жизни, и вы можете провести его с кем угодно. Кто был бы вашим выбором? Как бы вы хотели провести последний час своей жизни и где? Насколько этот человек (или люди) знает о том, что вы испытываете к нему чувства?
Упражнение 12 «Освобождение от ловушки»
Если вы чувствуете, что ваша ситуация невыносима и бесперспективна, и вы не видите никаких выходов или возможностей принимать решения, предлагаем вам попробовать следующую мысленную технику.
Закройте глаза и представьте, что вы бьетесь головой о непроницаемую стену, которая мешает вам двигаться вперед. Визуализируйте эту ситуацию и почувствуйте, какое это чувство бессилия.
А теперь сделайте перерыв и посмотрите вокруг. Найдите какой-то новый подход, который поможет вам пересечь эту стену — может быть, это будет обход ее или проникновение через нее. Если вам нужны какие-то дополнительные ресурсы, представьте, что они есть у вас под рукой.
Если вы чувствуете, что ваша жизнь стала ловушкой, попробуйте представить себя в настоящей ловушке и ощутить, как это. Может быть, вы почувствуете защиту от чего-то или кого-то, или же поймете, что нужно найти способ выбраться. Попробуйте придумать несколько вариантов и реализуйте их.
Когда вы выберетесь из ловушки, сядьте под деревом и взгляните на мир вокруг. Не слушайте старые голоса, которые говорят, как нужно вести себя в жизни.
Если вы чувствуете, что перед стеной, попробуйте построить стену из картона и посмотреть, нет ли другого выхода. Или заберитесь в ящик и подумайте о том, как вы создали свою ловушку самостоятельно.
Задайте себе вопросы о том, что вы действительно хотите и как ваша ловушка влияет на других. Прекратите «биться головой об одну и ту же ситуацию» и оглянитесь вокруг.
Упражнение 13 «Изменение сценария»
Проанализируйте изменения, которые произошли в вашем сценарии после выполнения предыдущих упражнений. Обнаружили ли вы новые аспекты жизни, в которых вы решили быть победителем, побежденным или не-победителем? Если да, то опишите, как вы можете совершить переход от неудачника или терпеть поражение к победителю. Каковы будут результаты победы?
Важно выделить пять действий, необходимых для достижения победы в каждом аспекте жизни и каждый день выполнять одно из этих действий. Если вы работаете в группе, обменяйтесь успехами с вашими товарищами.
Упражнение 14. «Куда ведет сценарий?»
Поразмышляйте и запишите свои мысли на такие вопросы: какой будет мой исход, если я продолжу жить таким, как сейчас? Как обо мне будут говорить окружающие, если я не изменюсь?